Тема: Трудности при воспитании подростка. Профилактика преступности. Правовые аспекты бродяжничества.
Среди целого ряда проблем, порожденных подростковым неблагополучием, наиболее значимые — профилактика безнадзорности несовершеннолетних, защита их прав, реабилитация и адаптация к жизни в современных условиях детей, долгое время находившихся вне семейных связей, несовершеннолетних, совершивших правонарушения.
Безнадзорность тесно связана с ухудшением психического здоровья детей. Психологическая патология среди социально дезадаптированных несовершеннолетних достигает больших высот. Безнадзорным детям с различными патологиями, психическими заболеваниями в большинстве случаев необходима, наряду с социальной реабилитацией, серьезная медицинская помощь.
В последние годы в подростковой среде наблюдается рост венерических заболеваний, особенно среди социально дезадаптированных детей и подростков, многие из которых становятся жертвами сексуального насилия. По данным социальных служб, только часть претерпевших насилие обращаются в правоохранительные органы, реальное же количество случаев сексуального насилия в десятки раз превышает статистические данные, поскольку очень многие посягательства остаются «тайной» детей.
Они калечат их психику, негативно отражаются на дальнейшем развитии личности, приводят к всепоглощающей мысли о бесперспективности жизни. Серьезной социальной проблемой остается суицид в детской среде. Его причинами становятся семейные (невнимание или развод родителей, смерть одного из них), личностные (одиночество, инвалидность, неудачи) и экономические проблемы. Из жизни уходят дети, не получившие поддержки в трудной жизненной ситуации, оставшиеся наедине со своими бедами, обидами, проблемами, встретившиеся с насилием и извращенной жестокостью. Несовершеннолетние, чьи родители лишены родительских прав, на протяжении длительного времени (порой нескольких лет) вынуждены проживать в крайне неблагополучной семейной обстановке, так как проблема их жизнеустройства решается органами опеки и попечительства крайне медленно. Эта категория детей наиболее склонна к бродяжничеству, подвергаясь при этом опасности стать жертвой насилия и преступлений или быть вовлеченной в преступную деятельность.
Одним из проявлений социальной дезадаптации детей и подростков является злоупотребление психоактивными веществами. Несовершеннолетние, часто употребляющие алкоголь, наркотические и одурманивающие вещества, испытывают серьезные трудности в обучении. Для них характерны низкая успеваемость и систематические пропуски занятий или вообще самовольно прекращают обучение и отказываются посещать учреждение образования.
ПРАВОВЫЕ И СОЦИАЛЬНЫЕ ОСНОВАНИЯ ПРОФИЛАКТИКИ БЕЗНАДЗОРНОСТИ И КРИМИНАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ
Введением к рассмотрению проблемы является определение следующих общих понятий: правовые и социальные основания профилактики безнадзорности и асоциального поведения несовершеннолетних, группы риска подростков как объект профилактической деятельности, правовая защита несовершеннолетних, относящихся к группам риска.
Синонимом термина: профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних — является понятие предупреждения (превенция). Объектом предупреждения противоправных действий не могут быть только противоправные действия. Их профилактика называется в криминологии специальной и проводится правоохранительными органами в отношении подростков — правонарушителей. Кроме специальной профилактики существует так называемая ранняя профилактика, которая не вытекает непосредственно из совершения правонарушений, но имеет свои основания и условия, определяющие повышенный риск противоправного поведения. Именно к области ранней профилактики и относится оказание социальной психологической помощи детям с проблемами развития и поведения.
Объектом «ранней профилактики» в отличие от «специальной профилактики» является предупреждение таких социальных, психологических и медико-биологических условий, которые в силу своих особенностей обладают избирательным действием к определению высокого риска безнадзорности и правонарушений.
Социально-психиатрическая помощь детям и подросткам при наличии нарушений развития, психических расстройств и патологических нарушений поведения должна оказываться, во-первых, в группе риска по безнадзорности.
Социально-профилактический аспект безнадзорности несовершеннолетних.
Содержанием ранней профилактики безнадзорности является предупреждение самого факта отсутствия попечения, надзора и должного внимания со стороны родителей или законных представителей. Следовательно, к несовершеннолетним, в отношении которых организуется система ранней профилактики безнадзорности с оказанием социальной психологической помощи, относятся дети, оставшиеся без попечения родителей по следующим причинам:
— смерть родителей;
— лишение родителей родительских прав;
— ограничение родителей в родительских правах;
— признание родителей недееспособными;
— отказ родителей взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты;
— уклонение родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов (ст.67 Закона Республики Казахстан «О браке и семье»).
Объединение законодателем разных правовых ситуаций под одной рубрикой безнадзорности определяет следующие признаки этого понятия:
— безнадзорность, по отношению к которой требуется принятие профилактических мер, характеризуется стойкой утратой родительского попечения;
— признаки стойкой потери родительского попечения не могут быть только правовыми — лишение родителей родительских прав, признание родителей недееспособными.
Они являются также психологическими:
— воспитательная и педагогическая запущенность, отсутствие у ребенка
сформированности необходимых социальных навыков;
— медико-социальными: признаки истязаний, задержанного или искаженного психического, личностного развития, включая клинические симптомы психических расстройств, связанные с острым или хроническим дистрессом;
— специальным органом, на который по закону возлагается защита прав и интересов детей, оставшихся без родительского попечения, являются органы опеки и попечительства (статья 106 Закона Республики Казахстан «О браке и семье»).
Ранняя профилактика безнадзорности несовершеннолетних должна включать:
1. Срочные меры, связанные с экстренным изъятием детей и подростков, лишившихся родительского попечения, из экстремальной ситуации;
2. Долгосрочные меры, направленные на оздоровление угрожающей для здоровья и психофизического благополучия ребенка обстановки, на восстановление соматического и психического здоровья пострадавших детей, оставшихся без попечения родителей.
Ранняя профилактика безнадзорности в связи с этим должна быть комплексной и, кроме мер социальной и правовой защиты, включать меры психологической, социально-психиатрической помощи и реабилитации. На сегодняшний день такая комплексная профилактическая деятельность в рамках действующего законодательства разрабатывается, организуется и осуществляется, в первую очередь, органами опеки и попечительства, а остальные службы — психологическая, медицинская используются как вспомогательные, рабочие службы, находящиеся под контролем органов опеки.
Социально-профилактический аспект криминальной активности несовершеннолетних
Реформирование общества в настоящее время сопровождается достаточно широкой криминализацией разных сфер общественной жизни. Вовлечение в противоправную деятельность больших социальных групп коснулось и несовершеннолетних, как наиболее чувствительной части населения по отношению к происходящим в обществе изменениям. В детской и подростково-молодежной популяции следует выделять:
— детско-подростковую среду, ориентированную на семью, организацию образования, позитивные социальные ценности и на необходимую для жизни успешность в личном росте, уважение к общественному порядку и закону;
— детско-подростковую маргинальную среду, ориентированную на установки и позиции малых подростковых и юношеских групп, организованных по типу дворовой, уличной общности, общности, привязанной к определенному клубу, дискотеке, музыкальному жанру, спортивному занятию, увлечению. В этой среде устойчивые, социально ориентированные ценности, отношения и правила поведения отсутствуют и не приветствуются.
Более характерной является изменчивая ориентация в интересах в зависимости от ситуации, привлекательности установок лидера группы, от влияния определенной социальной «моды» на те или иные формы отношений и поведения;
— подростковую и юношескую криминальную среду, устойчиво ориентированную на криминализацию или на криминальное поведение как способ обеспечения своего психосоциального статуса, или как способ решения эгоцентрических интересов, или реже, как выражение своеобразного протеста.
Памятка для родителей
- Открыто обсуждайте семейные и внутренние проблемы детей.
- Помогайте своим детям строить реальные цели в жизни и стремиться к ним.
- Обязательно содействуйте в преодолении препятствий.
- Любые стоящие положительные начинания молодых людей одобряйте словом и делом.
- Ни при каких обстоятельствах не применяйте физические наказания.
- Больше любите своих детей, будьте внимательны к их эмоциональному состоянию.
От заботливого, любящего человека, находящегося рядом в трудную минуту, зависит многое. Он может в буквальном смысле спасти жизнь. Самое главное, надо научиться принимать своих детей такими, какие они есть.
Поэтому совет родителям прост и доступен: «Любите своих детей, будьте искренне и честны в своём отношении к своим детям и к самим себе».
Если Вы слышите |
Обязательно скажите |
Запрещено говорить |
«Ненавижу всех…» |
«Чувствую, что что-то происходит. Давай поговорим об этом» |
«Когда я был в твоем возрасте…да ты просто несешь чушь!» |
«Все безнадежно и бессмысленно» |
«Чувствую, что ты подавлен. Иногда мы все так чувствуем себя. Давай обсудим, какие у нас проблемы, как их можно разрешить» |
«Подумай о тех, кому хуже, чем тебе» |
«Всем было бы лучше без меня!» |
«Ты много значишь для меня, для нас. Меня беспокоит твое настроение. Поговорим об этом» |
«Не говори глупостей. Поговорим о другом.» |
«Вы не понимаете меня!» |
«Расскажи мне, что ты чувствуешь. Я действительно хочу тебя понять» |
«Где уж мне тебя понять!» |
«Я совершил ужасный поступок» |
«Я чувствую, что ты ощущаешь вину. Давай поговорим об этом» |
«И что ты теперь хочешь? Выкладывай немедленно!» |
«У меня никогда ничего не получается» |
«Ты сейчас ощущаешь недостаток сил. Давай обсудим, как это изменить» |
«Не получается – значит, не старался!» |