ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС И ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СПЕЦИАЛИСТОВ В КОЛЛЕДЖЕ
Проблема качественной подготовки специалистов-выпускников учреждений профессионального образования является актуальной в современном мире. В обществе основным фактором социально-экономического развития становится человеческий капитал, который составляют опыт, умения, навыки человека, его творческие способности, моральные ценности и культура труда. Сегодня от профессионала требуется не столько обладание какой бы то ни было специальной информацией, сколько умение ориентироваться в информационных потоках, быть мобильным, осваивать новые технологии, самообучаться, искать и использовать недостающие знания или другие ресурсы.
Особые требования к специалистам предъявляются сегодня и в связи с процессами, происходящими в науке, образовании, развитии технологий. Формируется новый тип международного работника, который достаточно гибко и быстро должен приспосабливаться к возросшим требованиям современного производства, легко передвигаться, быть достаточно гибким в контактах с другими группами работников, уметь работать в команде, эффективно общаться. Именно из этого типа работников формируется новый отряд занятых в международном ориентированном производстве, которое под влиянием целого ряда факторов экономического и политического порядка продолжает непрерывно расти и развиваться.
Эффективность и качество профессионального образования принято измерять по показателям трудоустройства выпускников профессиональных образовательных учреждений, уровню конкурентоспособности молодых рабочих и специалистов на рынке труда. Наши выпускники сегодня попадают на современный рынок труда, основными характеристиками которого выступают изменчивость, гибкость, высокая инновационная динамика. Поэтому и требования работодателей к тем, кто трудоустраивается, существенно изменились. Сегодня от молодых специалистов ждут:
— готовности к непрерывному самообразованию и модернизации профессиональной квалификации;
— умений и навыков делового общения, в том числе сотрудничества, работы в команде;
— способности к работе с различными источниками информации;
— умений действовать и принимать ответственные решения в нестандартных и неопределенных ситуациях;
— способности к критическому мышлению, самоуправлению деятельностью;
— готовности к эффективному поведению в конкурентной среде.
На данный момент практикой востребованы результаты профессионального образования не в виде того, что знает выпускник колледжа, а в форме его практической готовности или способности к деятельности в типовых и нестандартных ситуациях профессиональной жизни. Высокий уровень компетентности специалистов – вот главный ресурс социально-экономического развития в информационном обществе.
Овладение базовыми компетенциями является показателем социальной и психологической зрелости личности.
Ключевым принципом обучения, основанного на компетенциях, является ориентация на результаты, значимые для сферы труда. Компетентностный подход не означает полного отказа от изучения фундаментальных дисциплин. Безусловно, они должны составлять отдельный модуль, но содержание традиционных предметов при этом должно быть изменено.
Реализация компетентностного подхода невозможна без обеспечения качества подготовки специалистов, которая предполагает мобильность содержания, информатизацию образовательного пространства, использование активных методов обучения, атмосферу
сотрудничества студентов и преподавателей. В современных условиях невозможно получить знания однажды и навсегда. Профессионального образования приобретает особую значимость, как для отдельной личности, так и для работодателя и общества в целом: профессиональное образование становится стратегическим средством обеспечения обучения и поддержания структурных изменений в экономике в сфере труда и занятости.
Образовательные учреждения среднего профессионального образования должны внедрять и осваивать новые подходы к обучению, обеспечивающие наряду с соблюдением требований Государственных образовательных стандартов развитие коммуникативных, творческих и профессиональных компетенций, потребностей в самообразовании.
Таким образом, реализация компетентностного подхода позволяет в значительной степени повысить качество подготовки специалистов за счет формирования личности нового типа, совершенствования коммуникативности и повышения профессионализма.
Галина Доскаль, методист Федоровского с/х колледжа